gototop
Главная Менеджмент Как учесть издержки в области технического регулирования в практике проектных и строительных организаций.

Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Как учесть издержки в области технического регулирования в практике проектных и строительных организаций. PDF Печать
Рейтинг пользователей: / 5
ХудшийЛучший 
Автор: Сергей Худяков   
10.02.2012 22:58

Не секрет, что основным критерием оценки результата работы проектировщика либо строителя является оценка соответствия конечного продукта.

Для проектировщика - это положительное заключение экспертного органа. Для строительно-монтажной организации - это положительное заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта проекту и требованиям технических регламентов.

В  настоящее время основными правовыми регуляторами оценки соответствия в строительной сфере Российской Федерации являются:

- Градостроительный Кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ;

- Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ;

- Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ;

- Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ.

В соответствии с требованиями ст.2  Федерального закона «О техническом регулировании»  оценка соответствия  - это:

-  прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;

-   доказательство того, что заданные требования к продукции, процессу, системе, лицу или органу, выполнены.

Цель оценки – это удостоверение соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг и т. д. требованиям  технических регламентов, стандартам, сводам правил, условиям договоров...

Теперь,  по-порядку:  кто, что и как оценивает?

 

 

 

Государственная экспертиза.

Государственная экспертиза включает в себя следующие элементы:

- государственную экспертизу проектной документации и инженерных изысканий;

- экологическую экспертизу проектной документации;

- проверку сметной стоимости объектов капитального строительства;

- проверку инвестиционных проектов;

- выдачу разрешения на строительство.

 

Государственная экспертиза проектной документации и инженерных изысканий.

Предмет государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий - оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов (ГК РФ от 29.12.2004 № 190-ФЗ, Статья 49).

 

Уполномоченными органами на проведение такой оценки являются:

- ФГУ «Главгосэкспертиза России» (приказ Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 16 марта 2007 г. № 64);

- Управление экспертизы Минобороны РФ (Приказ Министра обороны РФ от 11.06.2008 № 330);

- региональные управления государственной экспертизы.

 

Форма итогового документа: Заключение по результатам экспертизы проектной документации.

 

Процедуры и правила проведения экспертизы регулируется:

·    постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145  «Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»;

·    постановлением Правительства от 16 февраля 2008 г. № 87  «Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

 

 

Экологическая экспертиза проектной документации.

Предмет экологической экспертизы - установление соответствия документации экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

 

Объектом оценки является проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

 

Уполномоченными органами на проведение такой оценки являются:

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;

- Территориальные органы Ростехнадзора.

 

Форма итогового документа: Заключение экологической экспертизы проектной документации.

 

Процедуры и правила проведения экспертизы регулируется:

- Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23.11.97 г. № 174-ФЗ (глава 3);

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. № 824.

 

Проверка сметной стоимости объектов капитального строительства.

Предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.

Уполномоченным органом на проведение такой оценки является:

- ФГУ «Главгосэкспертиза России» (Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 13 октября 2009 г. № 474)

Форма итогового документа: Заключение по результатам экспертизы сметной документации.

 

Процедуры и правила проверки регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»

 

Проверка инвестиционных проектов

Цель проведения проверки - оценка соответствия инвестиционного проекта установленным качественным и количественным критериям и предельному (минимальному) значению интегральной оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, предусматривающих строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов капитального строительства и финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета.

 

Уполномоченным органом на проведение проверки является:

- Министерство экономического развития Российской Федерации.

 

Форма итогового документа: Заключение о результатах проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.

 

Процедуры и правила проверки регулируются:

·   постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. № 590 "О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения" ;

·   приказами Минэкономразвития России от 13 октября 2008 года № 326-328;

·   приказом Минэкономразвития России от 24 февраля 2009 года № 58.

 

Выдача разрешения на строительство.

Предметом процедуры выдачи разрешения на строительство является проверка наличия документов и проверка соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (Градостроительный кодекс РФ, Статья 51.)

 

Уполномоченными органами на выдачу разрешений являются:

- Министерство регионального развития Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2009 г. № 441 г.);

- органы исполнительной власти субъектов РФ;

- органы местного самоуправления (Статья 51. П.4 -6 ГК РФ).

 

Форма итогового документа: Разрешение на строительство (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. № 698).

 

Процедуры и правила проверки регулируются:

- Градостроительным кодексом РФ;

- постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 221 "Об утверждении Правил выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения, а также объектов недвижимости на территориях объектов градостроительной деятельности особого регулирования федерального значения";

- приказом Министерства регионального развития от 2 июля 2009 г. № 251.

 

Кто, что и как проверяет?

Строительный контроль

Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Уполномоченных органов исполнительной власти на проведение контроля нет. Строительный контроль проводится:

- подрядчиком, застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

 

Формы документов:

- см. раздел "Исполнительно-техническая документация".

 

Процедуры и правила контроля регулируются:

- Градостроительным кодексом РФ (статья 53);

- постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»;

- приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 г. № 1128 (РД-11-02-2006);

- нормативные документы (стандарты) саморегулирующих организаций.

 

Государственный строительный надзор.

Предметом государственного строительного надзора является проверка:

- соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

- наличия разрешения на строительство;

- наличия допусков на выполнение требуемых видов работ;

- наличия соответствующих договоров на выполнение работ.

 

Уполномоченными органами на проведение государственного строительного надзора являются:

- Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

- Министерство обороны Российской Федерации, ФСБ, ФСО

- Региональные Управления (службы, комитеты, инспекции) Государственного строительного надзора.

 

Формы итоговых документов:

- Акт проверки при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства;

- Заключение о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации.

 

Процедуры и правила надзора регулируются:

- Градостроительным кодексом РФ (статья 54);

- постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54;

- СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» (раздел 6).

 

Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Предметом выдачи разрешения на ввод является проверка наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства.

В ходе осмотра построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства. В случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

 

Уполномоченными органами на проведение государственного строительного надзора являются:

- Министерство регионального развития Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2009 г. № 441 г.);

- Органы исполнительной власти субъектов РФ;

- Органы местного самоуправления.

 

Формы итоговых документов:

- акт приемки объекта капитального строительства государственного заказа (Приложение к Распоряжению Правительства Москвы от 9 марта 2007 г. N 396-РП);

- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2005 г. N 698).

 

Процедуры и правила надзора регулируются:

- Градостроительным кодексом РФ (статья 55),

- постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2009 г. № 441,

- приказом Министерства регионального развития от 2 июля 2009 г. № 251,

региональными постановлениями (постановление Правительства Москвы от 2 мая 2006 г. № 311-ПП «Об утверждении положения о комитете государственного строительного надзора г. Москвы»),

- СНиП 3.01.04-87 – «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения».

Подтверждение соответствия – Обязательные формы.

Обязательное подтверждение соответствия представлено следующими видами:

- заявлением (декларацией) о соответствии проектной документации требованиям технического регламента от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ;

- заявлением (декларацией) о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации;

- декларацией о соответствии продукции;

- сертификацией продукции.

 

Заявление о соответствии проектной документации требованиям технического регламента.

Предметом заявления является оценка соответствия разработанной документации требованиям Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ, национальных стандартов и сводов правил, установленных в перечне, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 г. № 1047р. Схема составления – принятие декларации в виде заверения на основании собственных доказательств.

Декларирование не осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти.

Заявление о соответствии формирует:

- Главный инженер проекта (п. 2.2.15 СНиП 1.06.04-85 «Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта»).

Форма документа: Записка в составе проектной документации (т.н.«клятва» ГИПа).

 

Процедуры и правила составления заявления регулируются: Федеральным Законом от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ (статья 39, п.2)

 

Заявления о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации и требованиям технического регламента.

Предметом заявлений является оценка соответствия объекта строительства утвержденной проектной документации и требованиям технического регламента. Схемы составления – принятие декларации в виде заверений на основании собственных доказательств или доказательств, полученных с участием третьей стороны (органа по сертификации, аккредитованной испытательной лаборатории).

Декларирование не осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти.

 

Заявление о соответствии формирует:

- Генподрядчик и Застройщик (заказчик).

 

Формы документов:

- Справка (декларация) о соответствии параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации;

- Справка (декларация) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов;

- Акт приемки (форма КС 11) – (постановление Госкомстата от 30 октября 1997 г. № 71а).

 

Процедуры и правила составления заявления регулируются: Федеральным Законом от 30.12.2009 № г384-ФЗ (статья 39, п.4)

 

Декларация о соответствии продукции.

Предметом декларации является оценка соответствия продукции требованиям соответствующих технических регламентов.

 

Примечание. В строительной сфере обязательной декларации подлежит лишь ограниченный перечень продукции, изготавливаемой на предприятиях строительной индустрии. В частности, это:

5270 - Конструкции и изделия (элементы) строительные из алюминия и алюминиевых сплавов

Блоки оконные и балконные дверные из алюминиевых сплавов

5331- Пиломатериалы качественные.

 

Схемы составления – принятие декларации в виде заверения на основании собственных доказательств или доказательств, полученных с участием третьей стороны (органа по сертификации, аккредитованной испытательной лаборатории).

Декларирование не осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, но подлежит регистрации в едином реестре.

Уполномоченным органом на ведении единого реестра является Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 1028).

 

Декларацию о соответствии формирует:

- Заказчик (изготовитель продукции).

Форма документа: Декларация о соответствии.

 

Процедуры и правила составления и регистрации декларации регулируются:

- Федеральным Законом от 27.12.2007 № г. 184-ФЗ (статья 24, 28);

- постановлением Правительства от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»;

- приказом Минпромторга Российской Федерации от 19 марта 2009 г. № 151 «Об утверждении формы заявления о регистрации и форме уведомления о прекращении действия декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов».

 

Сертификация продукции.

Предметом сертификации является оценка соответствия продукции требованиям соответствующих технических регламентов, осуществляемая независимой третьей стороной.

 

Примечание. В строительной сфере обязательная сертификация не предусмотрена. Обязательной сертификации подлежит лишь ограниченный перечень продукции, используемой при строительстве зданий и сооружений. В частности, это:

3461 Оборудование светотехническое

3464 Изделия электроустановочные

591320 Стеклопакеты

 

Сертификация не осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти. Уполномоченным органом по аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 426).

Уполномоченными органами по сертификации являются:

Органы (организации, компании, центры) сертификации, имеющие соответствующую аккредитацию.

 

Форма документа: Сертификат соответствия.

 

Процедуры и правила обязательной сертификации регулируются:

- Федеральным Законом от 27.12.2007 г. № 184-ФЗ (статьи 25-28);

- постановлением Правительства от 1 декабря 2009 г. № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».

 

Оценка технической пригодности новых материалов и технологий в строительстве.

Предметом оценки технической пригодности является оценка данных о свойствах и характеристиках продукции, ее составе и номенклатуре, параметрах и технических решениях, обеспечивающих безопасность ее применения, надежность и долговечность возводимых с ее использованием строительных сооружений.

Эксплуатационный контроль.

Предметом контроля является оценка условий эксплуатации на предмет соответствия норм эксплуатации, а также состояния зданий и сооружений, их конструктивных элементов на предмет наличия дефектов, деформаций, повреждений и нарушений.

Уполномоченных органов исполнительной власти по проведению эксплуатационного контроля нет.

Организацию и проведение работ по эксплуатационному контролю осуществляют комиссии или структурные подразделения, назначаемые приказом руководителя той организации, в чьем оперативном управлении находится объект.

Формы документов:

- Технический паспорт;

- Технический журнал;

- Акты осмотров.

 

Авторский надзор

Предметом авторского надзора является совокупность визуального и документального определения соответствия градостроительных, архитектурно-планировочных, художественных, технических, технологических и природоохранных действий, осуществляемых подрядчиком в процессе возведения объекта строительства, принятым решениям в рабочем проекте объекта строительства.

Уполномоченных органов исполнительной власти на проведение авторского надзора нет. Надзор осуществляется представителями проектной организации, преимущественно авторами проекта или его раздела

Форма итогового документа: Журнал авторского надзора, Учетные листы нарушений.

 

Процедуры и правила проведения авторского надзора  регулируются п.3.7, 3.8 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» (Постановление Госстроя России от 10 апреля 2004 г. № 70) .

К нормативно-методическим документам регулирования относятся:

- СП 11-110-99 «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» (утвержденное постановлением Госстроя РФ от 10 июня 1999 г. № 44);

- «Положение об авторском надзоре проектных организаций за строительством предприятий, зданий и сооружений в г.Москве» (утвержденное постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 1997 г. № 938-ПП).

 

Обследование зданий и сооружений, состояния их оснований, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения

Предметом обследования является совокупность визуального, диагностического и документального определения соответствия фактических значений параметров эксплуатационного состояния оснований, конструкций и инженерных систем объектов недвижимости, требованиям национальных стандартов и сводов правил, обеспечивающих безопасную эксплуатацию объектов с последующим определением необходимости их восстановления, усиления, пригодности и работоспособности.

Уполномоченных органов исполнительной власти на проведение обследований нет. Обследование осуществляется независимыми организациями, аккредитованными на проведение обследований.

 

Формы итоговых документов:

- Акты освидетельствования работ;

- Акты освидетельствования конструкций;

- Акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения

 

Процедуры и правила проведения обследований федеральным законодательством не регулируются.

 

К нормативно-методическим документам регулирования относятся:

- СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений (рекомендован Постановлением Госстроя РФ от 21 августа 2003 г. № 153);

- пособие к МГСН 2.07-01 «Обследования и мониторинг при строительстве и реконструкции зданий и подземных сооружений» (утверждено приказом председателя Москомархитектуры от 1 декабря 2004 г. № 180).

 

Каковы же существуют "подводные камни" во всём вышеперечисленном?

 

1. Заявление (декларация) проектировщика (ГИПа) о соответствии проектной документации требованиям технического регламента.

Отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие правила и порядок создания, регистрации и применения документа.

Не определена юридическая значимость документа, формы и пределы ответственности лиц (лица), подписавших или выпустивших документ.

Требуется изменение (актуализация) нормативно-методического документа СНиП 1.06.04-85 «Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта»

2. Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации

Не разграничена сфера (пределы) юридической ответственности  между заключением экспертизы и декларацией проектировщика. (дублирование назначения документа).

Имеет место монополизация данной сферы оценки соответствия системой государственной эккспертизы, использующей  хозрасчетную внебюджетная форму самофинансирования.

3. Выдача разрешения на строительство.

Отсутствие механизма контроля за процедурами, обеспечивающими исполнение условий и сроков. Затягивание сроков выдачи.

4. Строительный контроль.

Не определена юридическая значимость документов, формы и пределы ответственности лиц (лица), подписавших или выпустивших эти документы.

Обязательность формы оценки теряет смысл при обязательности государственного строительного надзора и введения деклараций

5.Государственный строительный надзор.

Требуется актуализация нормативно-правового документа: СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» (раздел 6).

Требуется уточнение состава документов, испрашиваемых для оформления заключений.

6. Заявление о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации.

Отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие правила и порядок создания, регистрации и применения документа.

Не определена юридическая значимость документа, формы и пределы ответственности лиц (лица), подписавших или выпустивших документ..

7. Заявление о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения требованиям техрегламента.

Отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие правила и порядок создания, регистрации и применения документа.

Не определена юридическая значимость документа, формы и пределы ответственности лиц (лица), подписавших или выпустивших документ.

8. Ввод объекта в эксплуатацию.

Требуется актуализация нормативно-методического документа: СНиП 3.01.04-87 – «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения»..

9. Эксплуатационный контроль.

Устарела и требует актуализации нормативно-правовая база.

Отсутствует современная нормативно-методическая база.

Пределы и условия юридической ответственности не обозначены.

10. Государственный эксплуатационный надзор.

Устарела и требует актуализации нормативно-правовая база.

Отсутствует современная нормативно-методическая база.

Пределы и условия юридической ответственности не обозначены

11. Государственный строительный надзор за сносом.

Устарела и требует актуализации нормативно-правовая база. Отсутствует современная нормативно-методическая база.

Пределы и условия юридической ответственности не обозначены.

12. Декларация и сертификация соответствия продукции.

Отсутствуют (не установлены) механизмы административного (уголовного) наказания (ответственности).

 

И в заключении известный Русский вопрос: что делать и кто виноват?

Кто виноват - не знаю, а вот что делать, то наверное на стадии заключения договора проговаривать и прописывать всё до мелочей.

Надеюсь на конструктивные комментарии пользователей.

Сайт Автора публикации:  Трудяга.com

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить